Академический катамаран "Королев"

(назван в честь тренера ЛЭТИ по академической гребле Льва Михайловича Королева)

 

 

Сначала об академической гребле.

Академические лодки - самые быстрые гребные суда. У гребца закреплены стопы ног, сам он сидит на банке (тележка на колесиках). В начале гребка ноги согнуты, спина, плечи и руки тянутся вперед, гребец захватывает воду. Потом работают ноги, спина, плечи, руки, получается длинный и сильный гребок. Работают почти все мышцы и суставы - а потому в холодную погоду не холодно, не застаиваются колени и поясница, хорошо работает сердце. Байдарочная скорость дается без труда: ноги у человека куда сильнее, чем руки. Для легких академическая гребля - просто бальзам: темп гребли соответствует темпу дыхания, движения грудной клетки при гребле - как при дыхательной гимнастике. Не зря, согласно школьному учебнику биологии (А.М.Цузмер, 8 класс), у гребцов самая большая емкость легких.

Пройти на академической лодке в стоячей воде 100 километров в день - не подвиг, а 7-10 часов спокойной работы. Средняя скорость на 2-километровой дистанции до 20 км/час.

Ак_лодка

Но лодки эти непрочные, немореходные, неразборные, очень дорогие - в общем, не для туриста - водника. Тут прямо "просится" катамаранная конфигурация:

Схема ак

Академический катамаран "Королев" построен, чтобы в водном походе иметь преимущества академических лодок.

 

О катамаране.

Рабочее место гребца - стандартное для академической лодки. Объемная рама изготовлена из дюралевых труб Д16т, в местах пересечения они укреплены стандартными полипропиленовыми трубами и стянуты болтами:

Рама

Подножка и банка - от академической лодки. Каблуки и уключины сделаны из капролона, их форма позволяет грести с разворотом, как на всех академических лодках. Разборные весла длиной 290см изготовлены из весла байдарки "Таймень" и трубы Д16т 35*1.5мм:

Подножка банка

Весло

Надувные баллоны склеены из PVC-ткани, оконечности баллонов - параболлической формы:

Баллон

Подробное описание конструкции с фотографиями приведено в июньских "Катерах и яхтах" за 2007г. Там же - рекомендация делать минимум двухместный вариант: вес возрастет не сильно, а возможности - многократно.

16-го августа 2007г. катамаран зарегистрирован в ГИМС (бортовой номер 51-98ЛС), т.е. официально признан судном, имеющим "право плавания под Государственным флагом Российской Федерации".

Стоимость такого катамарана (если заказывать)... Двухместный гребной катамаран "Тритона" ( http://triton-ltd.ru/ ) под канойные весла (без весел) стоит от 32000 рублей, двухместный парусный - от 60000. Академические весла (4шт), каблуки, уключины, банки, подножки, полозья - по объему работы это никак не меньше половины паруса, соответственно и цена - порядка 45000 рублей. Вес - около 30кг.

Баллоны катамарана можно использовать отдельно, изготовив раму из дерева и используя байдарочное весло. Летом 2001г. на катамаране с деревянной рамой и байдарочным веслом пройдены Волчья и Гороховка. Впечатления - отличные (хорошо идет, легко управляется, легко проходить завалы, делать обносы, удобен для купания, подхода к воде на топких берегах, легок, занимает меньше половины рюкзака).

В академическом варианте удобно ловить на дорожку: спиннинги перед глазами, нет опасности перевернуться при вываживании. При ловле на удочку можно лечь на полозья, ожидая поклевку. Цвет баллонов - по желанию заказчика.

Пороги типа Лосевского удобно идти на реверсе: смотришь вниз по течению и гребешь вперед, медленно спускаясь по порогу. А нужно пройти узкой протокой - вынимаем вставки между половинами каркаса, сближая баллоны, обе лопасти пристыковываем к одной трубе и получаем узкий "байдарочный" вариант катамарана.

 

Результаты испытаний, фотографии здесь.

 

Литература:

Профессиональные сайты по академической гребле - например,

http://www.rowingrussia.ru - официальный сайт федерации гребли России,

http://balt-rowing.narod.ru - гребля в Балтийске,

http://www.rowing.com.ru - гребля в Новгороде,

http://www.rowingru.com - независимый сайт о гребле. Масса ссылок, литратуры.

http://www.ukrrowing.com.ua - гребля на Украине,

http://znamya.h1.ru - питерский гребной клуб "Знамя",

http://primorec.narod.ru/grebly/Gr_news.htm - питерский гребной клуб "Приморец"

http://rowing.de - чего только нет, десятки клубов, но все по-немецки

http://www.kayak-canoe.ru - гребля на байдарках и каное

http://triton-ltd.ru/ - крупнейший в России производитель разборных байдарок и катамаранов

http://rotan.spb.ru - производитель лучших надувных моторных лодок (это мое личное мнение)

Сравнив технические результаты заездов на академических лодках, байдарках и каноэ, можно видеть, что скорость академических лодок выше. Кроме того, стандартная дистанция для академических лодок - 2000метров, для байдарок и каноэ - 1000метров, и это тоже не случайно.

 

И об авторе.

Анатолий Варзанов. Родился в Питере в 1955 году, в 1973-79гг учился в ЛЭТИ, специальность - системы автоматического управления, греб в сборной ЛЭТИ по академической гребле, тренер - Лев Михайлович Королев. С 1979г. в ГОИ, специализация - компьютерное моделирование оптико-электронных приборов (наблюдаемая сцена, прохождение сигнала через атмосферу, оптику, фотоприемник, предусилитель, алгоритмы обработки, исполнительное устройство). Разрабатываю электронные приборы.

Пройденные речки (что вспомню): Оредеж, Оять, карельская Охта, Огре, Онда, Алаш-Хемчик, Уба, Воньга, Плюсса, Ю.Буг, Стрый, Урух-Терек, Кобожа, Лидь, Волчья, Вьюн, Ахтуба, Исса, петрозаводская Шуя, Гороховка.

e-mail varzanov@mail.ru